Опубликован доклад Минэкономразвития России о предпринимательской деятельности

Минэкономразвития России опубликовало Доклад о достигнутых результатах по улучшению условий ведения предпринимательской деятельности, развитию малого и среднего бизнеса и поддержке индивидуальной предпринимательской инициативы. В разделе Доклада, посвященном деятельности микрофинансовых организаций предпринимательского финансирования, в частности, говорится о следующем.

Одним из мероприятий государственной программы развития МСП, реализуемой Минэкономразвития России, является программа содействия развитию микрофинансовых организаций. Данная программа позволяет получить доступ к заемным средствам представителям малого бизнеса, которые по тем или иным причинам не могут воспользоваться традиционными банковскими продуктами (небольшая сумма кредита, отсутствие кредитной истории, удалённость населённого пункта и т.д.). 

Микрофинансирование бизнеса, особенно малого, можно назвать наиболее оптимальным вариантом получения денежных средств на организацию и развитие предпринимательской деятельности, при этом займы субъектам МСП не должны превышать предельную сумму микрозайма (до 3-х млн. руб.), установленного Федеральным законом от 02.07.2010 №151-ФЗ "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях", а срок займа – не более 3 лет. В соответствии с инициативами представителей общественных организаций и глав субъектов Российской Федерации Минэкономразвития России в сентябре 2017 года в Правительство Российской Федерации внесен законопроект, направленный на увеличение максимального размера микрозайма для микрофинансовых организаций предпринимательского финансирования до 5 млн. руб. 

Субсидии регионам на развитие микрофинансовой деятельности по Программе предоставляются с начала ее реализации – с 2005 года. При этом объем поддержки МФО по Программе год от года увеличивается. Так, если в 2005 году на реализацию программы 16 субъектам Российской Федерации были выделены субсидии из федерального бюджета на сумму 23,5 млн. руб., то в 2011 и в 2012 годах на развитие микрофинансирования из федерального бюджета выделено более 2,1 млрд. руб. ежегодно. В 2013 году за счет средств федерального бюджета на развитие микрофинансирования 35 субъектам Российской Федерации было выделено 2,2 млрд. руб. В 2014 году объем предоставленных средств снизился и составил 1,28 млрд. руб. (35 субъектов Российской Федерации). А в 2015 снова увеличился и составил 2,1 млрд. руб. (38 субъектов Российской Федерации). В 2016 году из средств федерального бюджета на МФО было выделено 700,26 млн. руб., в январе 2017 года на развитие микрофинансирования было распределено 2,42 млрд. руб. 

Капитализация государственных МФО – это сумма субсидий, полученных из бюджетов всех уровней на микрофинансирование субъектов МСП, заемные средства МФО и доход МФО, направленный на осуществление микрофинансирования субъектов МСП. Основной частью капитализации являются субсидии бюджетов всех уровней на осуществление программы микрофинансирования, т.к. это наиболее дешевый источник получения организациями средств и является основополагающим фактором создания государственных МФО. При этом необходимо отметить, что в связи с тем, что бюджеты некоторых субъектов Российской Федерации не способны обеспечить софинансирование по Федеральной финансовой программе поддержки малого и среднего предпринимательства для получения средств федерального бюджета, некоторым государственным МФО приходится привлекать средства на заемной и платной основе в коммерческих банках. 

В связи с тем, что для государственных МФО ежегодными приказами Минэкономразвития России установлены жесткие требования по соблюдению показателей риска портфеля, эффективности размещения средств и безубыточности, капитализация данных организаций показывает стабильный рост на протяжении всего периода действия Программы. На 1 января 2017 года капитализация государственных МФО превысила 27 млрд. руб., что показывает прирост по сравнению с 1 января 2016 года на 22,6% (на 1 января 2016 года – 22,5 млрд. руб.). 

Анализ действующего портфеля МФО является одним из наиболее показательных методов оценки эффективности деятельности МФО. При прочих равных условиях (экономическая ситуация, качество портфеля МФО) отношение действующего портфеля микрозаймов к капитализации МФО является ярким показателем эффективности. В приказе Минэкономразвития России от 25.03.2015 №167 данный показатель закреплен как "эффективность размещения средств". Несмотря на колебания спроса представителей малого и среднего бизнеса, объем действующего портфеля государственных МФО по состоянию на 1 января 2017 года вырос более, чем на 27% до 18,6 млрд. руб. по сравнению с действующим портфелем государственных МФО по состоянию на 1 января 2016 года. 

Несмотря на высокие риски невозврата задолженности при осуществлении микрофинансирования, уровень просроченной задолженности государственных МФО находится на уровне просроченной задолженности коммерческих банков по займам субъектам МСП, который значительно ниже уровня просроченной задолженности на рынке микрофинансирования в целом. На 1 января 2017 года доля просроченной кредитной задолженности МФО в общем портфеле займов составила 10%, в то время как в банковском секторе для МСП она составляет 14,8%.

С полным текстом Доклада можно ознакомиться здесь